Добавить в Избранное Главная Мой профиль Подписаться на новости и вакансии Регистрация Выход Вход


Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
ТРЕБУЮТСЯ: Работа вахтовым методом, вакансии газопровод "Сила Сибири"      Помощь в поиске работы - 1 смайлик      Вакансии Арктика работа до 2019 года     
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Массовое сокращение в Газпром и РЖД
AdminДата: Пятница, 20.09.2013, 13:28 | Сообщение # 1
Администратор
Группа: Администраторы
Сообщений: 2232
На совещании по бюджетным проектировкам у президента Владимира Путина, глава государства принял решение заморозить тарифы госмонополий, беспредельный рост которых - до 15% каждый год – вдвое опережает показатель инфляции и еще больше разгоняет рост цен в российской экономике. Следом правительство на заседании постановило остановить волну инфляции. Как заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев, в следующем году не будет проводиться индексация тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки. В 2015 году индексация тарифов произойдет, но только на уровень инфляции предыдущего года, которая должна составить не более 5%. Как сообщил Улюкаев, экономия бюджета на «заморозке» тарифов составит 420 млрд рублей в 2014–2016 годах, а выпадающие доходы естественных монополий заставят компании оптимизировать свои расходы. Кроме того, по мнению министра, это подтолкнет экономический рост и снизит инфляцию в экономике.

Однако госмонополии, которых коснется эта заморозка, еще с прошлой недели начали настоящую «пиар-компанию» в печати против остановки роста цен на их услуги, шантажируя правительство и президента сокращением инвестпрограмм и сотрудников.

Заморозка тарифов, напомним, коснется четырех госкомпаний – «Газпрома», «Транснефти», «Россети» и РЖД, которые понесут миллиардные потери доходов.

«Газпром» жмет на газ

В понедельник, 16 сентября, к этой «артподготовке» в печати подключились «Газпром» и «Транснефть», до этого не комментировавшие заморозку своих тарифов. «Транснефть» при этом была кратка – придется сокращать инвестпрограммы, «Газпром» дал развернутый ответ властям.

«Заморозка тарифов естественных монополий в 2014 году и их увеличение только на размер инфляции в последующие два года приведет к недополучению «Газпромом» 510 млрд рублей выручки», - об этом, как пишет газета «Коммерсант», говорится в письме зампредседателя госкомпании Андрея Круглова, направленном в Минэнерго, Минэкономразвития и ФСТ. Однако, по оценке директора аналитического департамента United Traders Михаила Крылова, выпадающие доходы «Газпрома» составят 168 млрд рублей, а аналитик ФК AForex Нарек Авакян подсчитал, что убытки газового холдинга могут составить всего 131 млрд рублей, исходя из средних темпов роста цен на газ 12%–15% за год в последние пять лет, эти данные приводит портал «Взгляд».

В «Газпроме» же подсчитали, что будут вынуждены снизить капитальные затраты в общей сложности на 407 млрд рублей. Тем временем, каждые 100 млрд, не направленные на капитальные затраты, приводят к недополучению бюджетами различных уровней 24 млрд рублей, а также к сокращению 70 тыс. рабочих мест. Таким образом, делают вывод в «Газпроме», сокращение капзатрат ставит под угрозу около 300 тыс. рабочих мест. Остается только спросить: кто больше?

«Правительство уже давно должно было потребовать от «Газпрома» раскрыть структуру пресловутого «инвестиционного тарифа», которым монополисты традиционно оправдывают необходимость повышения цен на газ, на 15-20% в год, - считает старший экономист Финансовой группы «Риком» Владислав Жуковский. - Предполагается, что средства идут на модернизацию производства и инновации. На деле же, эти колоссальные ресурсы направляются не на модернизацию производства, технологическое перевооружение мощностей и капитальный ремонт, а утекают, в конечном счете, в офшорные юрисдикции. По экспертным оценкам, норма откатов в «инвестиционной» составляющей тарифа «Газпрома» варьируется от 35% до 70% - в зависимости от региона и аппетитов руководителей на местах. Только за счет ограничения масштабов воровства, можно было бы спокойно заморозить рост тарифов на 2-3 года».

- Но, прежде всего, необходимо эти долгосрочные тарифы пересмотреть, разобраться в структуре себестоимости оказываемых услуг, посмотреть на то, из чего складывается тариф на электроэнергию, газ, воду, ЖКХ, грузовые и пассажирские перевозки, - продолжает эксперт. - Требуется привлечь Счетную палату России и прочие контролирующие органы, в том числе, и силовые ведомства: МВД, ФСБ и так далее, к оценке структуры этих тарифов. После проведения комплексной ревизии инвестиционной деятельности госмонополий и наведения порядка, я уверен, будет вполне возможно заморозить их тарифы не на год, а на гораздо больший срок, и без всякого ущерба для инвестиционных программ этих компаний».

РЖД давит на жалость

Больше других по части угроз в печати на прошедшей неделе отличилась госкомпания РЖД. Сначала, по сообщению агентства «Прайм», во внутреннем документе РЖД, подготовленном компанией в ответ на инициативу заморозить тарифы, говорилось об убытках в размере 60 млрд рублей, потом эта сумма выросла до 71 млрд, а к концу недели она составила уже свыше 93 млрд потерь - вместо прибыли в 1,7 млрд рублей. Эксперты, опрошенные агентством, считают, что заморозка тарифов, безусловно, приведет к снижению выручки компании, но ведь вместе с ней снизятся и расходы госмонополии, так как тарифы на электроэнергию и топливо также будут заморожены. «Снижение выручки будет нивелировано отсутствием роста цен на электроэнергию, топливо и так далее, поэтому не так все плохо, как пытается показать компания», - считает аналитик БКС Игорь Краевский.

После этого глава госкомпании Владимир Якунин - естественно, косвенно, а не напрямую - задействовал «тяжелую артиллерию». Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей попросил правительство не замораживать тарифы для компании РЖД на будущий год. «Особую тревогу вызывает то, что РЖД в связи с замораживанием тарифов будет вынуждена сократить персонал – около 62 тыс. человек или 8% от общей численности работников», - заявил ИТАР-ТАСС глава профсоюза Николай Никифоров. По его словам, также в отрасли будет заморожен рост заработной платы, а многих сотрудников придется перевести на неполный режим работы, «что вызовет крайне негативную реакцию со стороны работников».

Никифоров пояснил, что уже в этом году из-за снижения объемов перевозок на 3,7% в первом полугодии, численность персонала была снижена на 18,8 тыс. человек, абсолютное большинство работников было переведено на неполный режим работы. «Темпы роста реальной заработной платы в компании значительно ниже, чем по стране, а по многим предприятиям она вообще не повысилась к уровню прошлого года», - сетует глава профсоза. Позже появилась информация, что РЖД будет вынуждено перевести на неполную рабочую неделю аж 50% своих сотрудников.

Между тем, по подсчетам экспертов, коррупционная составляющая в инвестпрограммах и закупках РЖД составляет около 30%, и сокращение на 15% за счет заморозки тарифов, если госкомпания постарается, снизит ее лишь наполовину, и совершенно не заденет «тело» реальных инвестиций. Поэтому большинство экспертов считают, что заморозка тарифов не нанесет РЖД непоправимого ущерба, а наоборот, будет иметь «оздоровительный эффект» для госкомпании, которая сможет более внимательно подойти к своим расходам.

«Россети» держатся молодцом

И только госкомпания «Россети» не унывает. Для начала стоит пояснить, что «Россети» – это переименованный в 2012 году «Холдинг МРСК», который управляет межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК) по всей России. В 2007 году он был выделен из РАО «ЕЭС России» в рамках реформы электроэнергетики. Гендиректор компании Олег Бударгин занял свой пост только в июне этого года. Может, этим и объясняется его «штрейкбрехерство» - желанием отличиться?

«Россети» отпускают электрическую энергию потребителям, а также занимаются капитальными вложениями в новые мощности и ремонт сетей. При этом, основными источниками инвестпрограммы являются тарифы на электроэнергию. По подсчетам экспертов, выпадающие доходы «Россетей» от заморозки тарифов составят 106,8 млрд рублей. Но в отличие от РЖД и «Газпрома», госкомпания не только не пожаловалась, а даже наоборот - восприняла решение правительства с энтузиазмом.

«Заморозка тарифов создает дополнительные стимулы для повышения эффективности и развития электросетевого комплекса», – заявил «Взгляду» гендиректор Бударгин. - Безусловно, мы уже видим, где и какие трудности нас ожидают. Но в условиях становления новой компании «Российские сети», такое решение задает исходные условия для развития, основанного на принципах повышения эффективности и качества работы, сокращения издержек и оптимизации производственных процессов. Это позволит нам сформировать новую вертикаль управления, новую программу надежности, новую программу развития электросетевого комплекса».

По его словам, «год нулевого тарифа» – это период для наведения порядка в электросетевом комплексе, устранения имеющихся недостатков». Вместо урезания инвестиций, «Россети» обещают провести дополнительный анализ инвестпрограмм своих дочерних компаний и ужесточить финансовый контроль при их реализации. А вместо сокращения численности производственного персонала госкомпания планирует снизить свои операционные расходы за счет уменьшения затрат на аппараты управления дочерних обществ и их филиалов.

Тришкин кафтан правительства

Свою точку зрения на то, как отразится заморозка тарифов на экономике России, «СП» высказал завлабораторией макроэкономики ИНП РАН Дмитрий Кувалин.

- Конечно, это не очень хорошо, когда тарифы естественных монополий намного опережают средний темп роста цен в экономике, как это было в России все последние годы. Мы в этой связи всегда говорили, что аппетиты монополистов нужно ограничивать более решительно. Однако из этого вовсе не следует, что монопольные тарифы вообще не надо повышать. Здесь всегда нужно искать золотую середину.

Дело в том, что эта проблема имеет две стороны, и обе из них важны. С одной стороны, чрезмерный рост монопольных тарифов бьет по потребителям – производственникам и населению, а с другой – заморозка тарифов может серьезно подорвать развитие самих естественных монополий. Наши монополии – это хребет национальной инфраструктуры, которая у нас, и это ни для кого не секрет, по своему уровню развития сильно отстает от потребностей страны. И даже та инфраструктура, которая у нас есть, во многом устарела и нуждается в срочной модернизации.

И хотя какую-то часть затрат естественные монополии могут сократить достаточно безболезненно, это не получится сделать быстро. Да и ресурс экономии на издержках, видимо, достаточно ограничен. Одно дело сокращать расходы на профессиональные спортивные команды, другое дело – расходы на путейцев и электриков. Так что впадать из крайности в крайность и полностью останавливать рост монопольных тарифов в современной ситуации, на мой взгляд, неправильно.

Я думаю, что тарифы госмонополий нужно не замораживать полностью, а ограничивать по каким-то понятным правилам. Например, сделать так, чтобы темпы роста монопольных тарифов не превышали темпов роста инфляции в стране или, точнее, темпов роста цен производителей. Также надо учитывать, что ситуация в перечисленных монополиях складывается довольно по-разному. Например, «Газпром» - это экспорто-ориентированная корпорация, которая традиционно компенсирует свои потери на внутреннем рынке за счет хороших доходов от продаж за рубежом.

Конечно, заморозка тарифов естественных монополий при прочих равных условиях приведет к снижению инфляции. Однако при этом увеличивается риск снижения темпов роста в стране. Лично я считаю, что экономический рост в стране гораздо важнее показателя номинальной инфляции. Будут темпы роста достаточно высокими – будут и проблемы страны более-менее решаться. А без высоких темпов роста мы будем постоянно находиться в ситуации «тришкиного кафтана»: потратились на инфраструктуру – на армию не хватило, прибавили пенсии – на науку и образование денег уже нет. И так далее.

Так что есть все основания предположить, что для роста экономики полная заморозка монопольных тарифов станет скорее минусом, чем плюсом. А если к этому добавить предлагаемое чиновниками правительства сокращение расходов бюджета, то шансы на мало-мальски приемлемые темпы экономического роста имеют все шансы превратиться в нулевые.

Вообще-то во всем мире, когда темпы экономического роста падают, принято увеличивать госрасходы, у нас же уже в который раз делают наоборот.

Замечу также, что такие резкие меры как заморозка тарифов в последний раз применялись правительством Евгения Примакова в 1998 году, когда после истории с дефолтом инфляция в России разогналась до 84% годовых, и нужно было срочно ее остановить. Однако сейчас ситуация совсем не такая – инфляция, по российским меркам, невелика. И сдавать экономический рост в угоду борьбе за снижение показателя номинальной инфляции на 1%-2%, на мой взгляд, в корне неправильно.

Вывод из всего вышесказанного напрашивается следующий. Решение обуздать аппетиты госмонополий – заморозить тарифы, пока вовсе не окончательное. Сейчас начнется самое главное – торг с монополистами за каждый процент ограничения тарифов, который будет стоить миллиарды рублей бюджету, и заметно отразится на кошельках населения. Но даже если власти примут решение ограничить тарифы инфляцией, то совсем не факт, что так и будет на самом деле. Ведь если вспомнить, именно это декларировалось президентом и премьером на протяжении последних лет после кризиса. Так что радоваться правильным действиям правительства пока что рано.

Источник www.svpressa.ru/economy/article/74368/


Разместить резюме

Благодарность
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Размещая информацию на ресурсе вы соглашаетесь на обработку и публикацию персональных данных.

©2009-2020 «Мастер-Кадров»
Копирование материалов с данного сайта запрещено.
Администрация сайта не несет ответственности за сведения опубликованные пользователями сайта.
Хостинг от uCoz
Работа Арктика официальный сайт вакансии